Около 20 лет наблюдалась жесткая конкуренция между производителями видеокарт и графических ускорителей, в результате которой к настоящему времени сложился перечень лидеров данной сферы, одним из которых считают Nvidia. На протяжении нескольких лет этот рейтинг изменялся неоднократно. Так, в позапрошлом десятилетии лидером и одним из сильнейших конкурентов рассматриваемой компании считали 3Dfx.

Развитие

Компания 3Dfx была создана в 1994 году. Главный офис ее разместился в Калифорнии. В качестве учредителей данной компании выступили: Росс Смит, Гарри Таролли, Скотт Селлерс. Ранее все отцы-основатели состояли в штате «Silicon Graphics». Несколько позднее в новый коллектив влился бывший сотрудник «TechFarm» Гордон Кампбелл.

На заре своего существования основа деятельности 3Dfx состояла в производстве микросхем для игровых автоматов. Первым таким устройством стал разработанный в 1996 году автомат для игры в бейсбол. Позже появились и прочие варианты игровых автоматов с микросхемами 3Dfx. Кроме того, некоторые разработки рассматриваемого производителя применяли в таких игровых приставках, как SonyPlayStation, SegaSaturn, Nintendo 64.

Начало деятельности компании оказалось успешным. Через некоторое время руководство решило сменить направление, взяв курс на компьютерные игры, с целью повышения прибыли. Однако в силу отсутствия собственного производства 3Dfx пришлось искать партнера, в роли которого выступила компания «DiamondMultimedia». С ее поддержкой в октябре 1996 года был выпущен на рынок VoodooGraphics, отличающийся прогрессивным интерфейсом Glid, который вывел данное устройство в лидеры среди аналогов.

Это значительно повысило популярность рассматриваемой компании на рынке и получаемую ею прибыль. Кроме того, 3Dfx начала сотрудничать с многими производителями ОЕМ, содействующими в производстве продукции. О признании данной компании можно судить по тому, что большинство компьютерных игр, разработанных в те времена, поддерживало технологию Voodoo.Через некоторое время, на волне успеха на рынке, 3Dfx выпустила VoodooRush.

Следует отметить, что 3Dfx производила именно 3D-ускорители. Использовали их путем подключения к работающим с 2D-графикой видеокартам с применением кабеля VGA. При этом для игр непременным условием функционирования ускорителя являлось наличие поддержки Glid. Как понятно, это было несколько неудобно, однако данные затруднения компенсировала высокая производительность, обеспечиваемая рассматриваемым графическим устройством.

В данный период был создан основной конкурент 3Dfx на протяжении всего его существования — компания Nvidia, соперничества с которой, в конечном итоге, рассматриваемый производитель не выдержал. Однако в начале существования Nvidia производила графические модули, немного уступающие по характеристикам продукции 3Dfx. Основное преимущество графических устройств Nvidia состояло в отсутствии необходимости применения дополнительного оборудования. Кроме того, продукция Nvidia была изначально представлена самостоятельными устройствами.

Что касается 3Dfx, в 1998 производитель выпустил на рынок новое устройство Voodoo2. Оно было основано на той же технологии, что и предшествующая модель. Отличие его состояло в возможности применения с несколькими видеокартами одновременно. Voodoo 2 обрел на рынке большой успех и принес компании значительную прибыль.

В те времена началось внедрение технологии Open GL большинством производителей. 3Dfx осталась в стороне от данного нововведения, что стало одной из ошибок, приведших к последующей неудаче компании, хотя, тогда это казалось незначительным упущением на фоне высокой производительности устройств 3Dfx.

Закат

videocardОдним из ошибочных действий, повлекших дальнейшее печальное завершение деятельности компании, стало приобретение производителя видеокарт STB Technologies. Целью совершения данной сделки было переход 3Dfx на выпуск собственной продукции такого рода, в то время как ранее это было возможно только при сотрудничестве с производителями ОЕМ. Поставленная задача была достигнута, однако наладить удачное сотрудничество между компаниями не получилось вследствие значительных различий в их структурах бизнеса и производства.

Новый продукт 3Dfx появился в 1998 году под названием VoodooBanshee. Он был представлен графическим модулем, составляющим основу видеокарт. Появление его на рынке было обусловлено выходом незадолго до этого RIVA TNT от Nvidia, который значительно превосходил Voodoo2. В середине 1999 года 3Dfx был представлен Voodoo3.

Несмотря на то, что рассматриваемый производитель продолжал постепенно выпускать на рынок новую продукцию, в том числе поочередно вышедшие Voodoo4 и Voodoo5, и претерпел в целом глобальные изменения, 3Dfx все равно не могли соперничать с новыми высокопроизводительными изделиями конкурентов, особенно Nvidia, в том числе и по качеству. Например, некоторые видеокарты не соответствовали размерам компьютерных корпусов. Такие дефекты вызвали снижение доверия потребителей. Вследствие этого прибыль компании стала постепенно снижаться, в то время как у ее основного конкурента Nvidia, наоборот, наблюдалось интенсивное развитие.

В результате этого положение 3Dfx настолько ухудшилось, что она была вынуждена признать банкротство, и в 2000 году была приобретена Nvidia с целью получения интеллектуальной собственности. С того времени поддержка видеокарт 3Dfx была прекращена. Некоторое продолжение идеи 3Dfx получили в производственном ассортименте ее бывшего конкурента, ставшего впоследствии владельцем, в виде Voodoo ПЕЧ в 2012 году.

Поделись: